Диагностика неисправностей грузового автомобиля Scania
Шина CAN прошла различные испытания и отличается стойкостью к помехам.
Для того чтобы снизить вероятность влияния помех, провода шины CAN скручены друг с другом. Принимающее устройство считывает разность напряжений в линиях шины, для того чтобы определить дискретные сигналы 1 или 0. Поскольку помехи действуют на обе скрученные линии шины одновременно, они не будут сказываться на передаче сообщений. Чем больше расстояние между линиями шины, тем больше вероятность того, что помехи будут влиять на линии по-разному.
Пример сети CAN
Примечание: Для того чтобы измерить сопротивление проводов шины CAN, необходимо выключить электр. питание бортовой сети а/м. Не следует отсоединять какие-либо системы.
Поскольку напряжение между линиями шины CAN Н и CAN L постоянно изменяется в зависимости от передаваемых дискретных сигналов ("единица" или "ноль"), то невозможно проверить исправность шины CAN измерениями с помощью мультиметра.
Однако, можно проверить исправность оконечных резисторов линий шины. Для функционирования линии связи в каждой шине CAN должно быть 2 оконечных резистора.
Оконечный резистор может быть как "разделенным", так и одинарным. Разделенный оконечный резистор выполняет также роль фильтра помех высокой частоты. Разделенный оконечный резистор состоит из 2 резисторов, установленных в линии последовательно. Между резисторами включен конденсатор, соединенный с "массой”. Конденсатор пропускает переменный ток с частотой выше определенного заданного значения, тем самым снижая помехи. Исправность оконечных резисторов можно проверить, измерив с помощью мультиметра сопротивление между линиями шины CAN Н и CAN L. Измерение сопротивления выполняется на разъеме каждой шины CAN. Один измерительный щуп устанавливается на один из белых контактных выводов разъема со стороны проводки, а другой измерительный щуп устанавливается на контактный вывод другого цвета. Электр, сопротивление каждой шины CAN должно составлять 60 Ом. Если величина сопротивления равна 120 Ом, то это свидетельствует об отсутствии оконечного резистора. Если сопротивление составляет 40 Ом или 30 Ом, это свидетельствует о наличии одного или 2 лишних оконечных резисторов в данной шине.
Нарушение передачи данных по шинам CAN
Большинство функций, выполняемых оборудованием а/м, контролируются блоками управления, объединенными в коммуникационную сеть. Новая система электрооборудования обладает многими преимуществами, например, отличными характеристиками функционирования, безопасностью и
уменьшенным количеством проводки. По сравнению с обычными системами DEC использование коммуникационной сети CAN включает в себя и определенные изменения способа мышления при диагностике неисправностей. С помощью средств диагностики фирмы Скания обычно очень легко определять и затем устранять неисправность в сети. В некоторых случаях можно столкнуться с неисправностями, которые с трудом поддаются диагностике и устранению с помощью диагностического сканера. Поэтому вы должны помнить о том, что нарушение какой-либо функции может быть вызвано отказом устройства, которое согласно привычному образу мышления не может иметь никакого отношения к рассматриваемой функции. Характерные для прошлого поколения а/м очевидные связи между признаками неисправности и причинами больше не являются обязательными. Признаки неисправностей, проявляющиеся при некоторых специфических отказах, могут также изменяться в соответствии с комплектацией а/м. Ниже приведены примеры неисправностей, которые могут вызвать большие затруднения при диагностике, а также способы диагностики проводов шины CAN. Это не является исчерпывающим руководством по решению всех проблем, которые могут возникнуть с линиями передачи данных. Однако, здесь вы найдете примеры того, как подходить к поиску причин неисправностей в системе электрооборудования. Перед началом диагностики вы должны определить, связана ли неисправность с каким-либо доп. обстоятельством (например, с подключением кузовного оборудования, монтажом аксессуаров и т.д.) или неисправность случается без какой-либо видимой причины.
Средства и оборудование, необходимые для проведения диагностики: диагностический сканер + VCI, мультиметр, схема расположения блоков управления, подключенных к шинам CAN, описание кодов неисправностей.
Если диагностический сканер не идентифицировала какой-либо блок управления, то вы не сможете получить описание кодов неисправностей в программе. Это можно преодолеть, обратившись к пункту меню "view" и затем выбрать подпункт "search, for fault codes". Там вы можете получить перечень с
описаниями кодов неисправностей для каждого доп. номера. Дополнительный номер можно найти, включив режим диагностики (IVD) на комбинации приборов (ICL), при условии, что блок приборной панели может установить связь с блоками управления, и последние содержат коды неисправностей.
Однако, на комбинации приборов всегда показывается,-от каких систем ожидается ответ, т.е. какие системы установлены на а/м.
При отсутствии кодов неисправностей на приборную панель будет выведено сообщение "no errors" ("неисправности отсутствуют") , а при невозможности установить связь с блоками управления - ообщение "по contact" ("связь отсутствует"). В данном случае, однако, эти коды неисправностей не
представляют большого интереса, поскольку мы хотим проверить работоспособность связи. Если выведено сообщение "no errors" (неисправности отсутствуют), то это означает работоспособность линий связи. Такие системы, как CTS, АТА, WTA и AUS должны работать, для того чтобы можно было установить связь с их блоками управления.
Отсутствие связи по зеленой шине CAN Обрыв цепи или короткое замыкание:
Следствие: Отсутствие данных в программе. Диагностический сканер не может идентифицировать файл SO PS (см. настройку параметров блоков управления), когда связь с блоком координатора СОО не работает. Это значит, что вы не можете непосредственно увидеть, какие еще блоки управления установлены на а/м. Для того чтобы выяснить, какие системы установлены на а/м, вам нужно воспользоваться бортовыми средствами диагностики (IVD), которые выводят данные на дисплей комбинации приборов (ICL). На дисплее комбинации приборов ICL горит код 104, указывающий на нарушение связи с системой безопасности при столкновении а/м (CSS). Это обусловлено тем, что блок управления CSS является единственным блоком управления, подключенным к зеленой шине CAN, для которого в блоке ICL
приборной панели имеются коды неисправностей. Если на а/м система CSS отсутствует, то на дисплее приборной панели ICL не будет никаких кодов неисправностей. В режиме диагностики (IVD) вы можете просматривать на дисплее приборной панели перечень систем, блоки управления которых подключены к сети CAN. Если вы попробуете вывести на дисплей коды неисправностей, то выводится сообщение "no contact" ("связь отсутствует“) для всех блоков управления, подключенных к зеленой шине CAN, даже если вы в данной ситуации не знаете, какой из них подключен к этой шине. С помощью схемы (далее) вы можете увидеть, что не отвечают на запрос только блоки управления, подключенные к зеленой шине.
На дисплее приборной панели можно также просмотреть коды неисправностей, установленные другими системами. Однако, в настоящее время блок приборной панели ICL не может получать коды неисправностей от системы ТСО. Из доступной вам сейчас информации вы можете прийти к выводу об отсутствии обрыва в зеленой шине, например, в диагностическом разъеме, или об отсутствии неисправности кабеля между блоком VCI и диагностическим разъемом, но что при этом имеется неисправность в самой шине. Наличие обрыва цепи, идущей к диагностическому разъему, означало бы
возможность связи блока приборной панели (ICL) с зеленой шиной при одновременном полном отсутствии связи диагностического сканера с а/м. Вы можете также получить информацию о состоянии коммуникации с блоками управления а/м по контрольным лампам блока VC1). На а/м с низким уровнем оснащения, на которых отсутствуют какие-либо системы, подключенные к зеленой шине, блок приборной панели ICL не будет иметь никаких блоков управления, с которыми он мог бы связываться. Поэтому схема подключения блоков управления к шинам передачи данных становится еще более важной. Вы не всегда знаете наверняка, подключены ли к зеленой шине какие-либо системы. Дисплей приборной панели всегда показывает, какими системами оснащен а/м и, следовательно, от каких систем можно ожидать ответа на запрос. В настоящее время, однако, блок приборной панели не может связываться с системой ТСО.
Диагностика и устранение неисправностей
Диагностический сканер не может установить связь с бортовыми блоками управления:
Проверьте блок VCI - контрольные лампы указывают на его состояние. Попробуйте еще раз запустить программу. Может ли блок приборной панели ICL связываться с системами, подключенными к зеленой шине? Если может, то неисправен блок VCI или диагност, разъем а/м, или блок CAN (С479)
зеленой шины. Блоки CAN установлены справа от центр, электр. блока. На а/м с низким уровнем оснащения нельзя с уверенностью сказать, что к зеленой шине будут подключены какие-либо системы. Проверьте с помощью блока приборной панели ICL наличие на а/м систем и сравните со схемой шин
CAN. Проверьте напряжение на зеленой шине CAN относительно "массы" шасси а/м.
Величина напряжения должна составлять около 2,5 В. Проверьте, что оконечное сопротивление шины CAN между линиями CAN Н и CAN L составляет 60 Ом. При выполнении измерений все системы должны
быть подключены к шине и электр. питание бортовой сети должно быть выключено.
Проверьте, что величинсгэлектр. сопротивления между проводами шины CAN и "массой" шасси достаточно высока. Сопротивление должно составлять не менее нескольких тысяч Ом. При наличии неисправности отсоедините блок CAN зеленой шины и выполните измерение через этот блок, для того чтобы выяснить, в какой части шины находится неисправность. Отсоедините подозреваемый блок управления, для того чтобы можно было различить неисправность самого блока управления от неисправности провода. Если неисправен провод - выполните диагностику неисправности проводки.
Измерение напряжения на шине CAN Невозможно измерить напряжение на шине CAN и увидеть, изменяется ли напряжение в соответствующей электроцепи!
Мультиметр позволяет только измерить среднее значение напряжения на шине CAN, но при этом дает достаточно информации для оценки состояния шины CAN. При передаче данных по шине напряжение на проводе CAN Н поднимается примерно до 4 В, а напряжение на проводе CAN L падает примерно до 1 В. Эти изменения происходят настолько быстро, что вы не можете заметить их с помощью обычного мультиметра.
Поэтому среднее напряжение, которое будет показывать мультиметр, должно составлять примерно 2,5 В относительно "массы" шасси а/м.
Отсутствие питания или нарушение работоспособности блока координатора Средства и оборудование, необходимые для проведения диагностики: диагностический сканер, мультиметр, схема подключения блоков управления к шинам CAN, описание кодов неисправностей. Во избежание повреждений контактных выводов на блоках СОО и BWS необходимо использовать измерительный переходнике кабелем. Запрещается выполнять измерения непосредственно на контактных выводах, поскольку они очень ломкие.
Признаки: При нарушении работоспособности или отсутствии питания блока координатора происходит остановка двигателя.
Диагностический сканер только показывает, какие блоки управления на зеленой шине отвечают на запросы. Блоки управления CTS, АТА, WTA и AUS должны быть включены, для того чтобы сканер мог установить с ними связь. Вы можете получить коды неисправностей систем, подключенных к зеленой шине. Вы можете проверить, с какими системами была установлена связь блоком приборной панели (ICL) в режиме диагностики (IVD). Вы можете также считать коды неисправностей этих систем. В данном случае, однако, эти коды неисправностей не представляют большого интереса, поскольку мы хотим проверить работоспособность связи.
Диагностика и устранение неисправностей:
Диагностический сканер устанавливает связь с системами на зеленой шине, а блок приборной панели ICL - только с системами на желтой шине. Исправен ли предохранитель 19 и подводится ли к нему напряжение?
Проверить с использованием измерительного переходника 99508 наличие напряжения питания блока координатора (СОО) на контактных выводах 3 (линия питания 30), 81 (линия питания 15), а также соединение с "массой" через контактный вывод 5. При наличии напряжения питания блока управления подключите его и проверьте еще раз (возможен плохой контакт в разъеме). Если неисправность устранена, проверьте состояние соответствующих контактных штекеров разъема и при необходимости замените их. Если неисправность остается, выполните проверку, установив другой блок управления.
Плохое соединение блоков управления с "массой" шасси
Если системы работают странным образом (т.е. наблюдается необъяснимое поведение систем на ходу alu или в каких-либо иных режимах работы) при том, что простые проверки не указывают на очевидные неисправности, то очень часто причиной подобных неисправностей является плохой контакт с "массой" шасси. Если при работе alu проявляются необычные признаки в его поведении, но при этом отсутствуют очевидные неисправности и не выдаются коды неисправностей, которые могли бы быть непосредственно связаны с проявляющимися признаками неисправности alu, то рекомендуется проверить напряжение на шинах CAN. При измерении обычным мультиметром величина напряжения должна составлять около 2,5 В. Слишком высокое напряжение указывает на то, что один или несколько блоков управления, подключенные к этой шине, имеют плохое соединение с "массой" шасси. Трудно точно указать величину напряжения, которую можно рассматривать, как слишком высокую. Однако, если измеренная величина напряжения превышает 5 В, это может свидетельствовать о наличии с электроцепи плохого соединения с "массой" шасси.
Диагностика неисправностей
При наличии диагностического сканера проверьте коды неисправностей. Особое внимание уделите неактивным кодам неисправностей, которые связаны с низким напряжением. Если диагностический сканер не работает, попытайтесь считать коды неисправностей из блока приборной панели ICL.
Если блок управления установил код неисправности из-за низкого напряжения питания, измерьте входное напряжение и проверьте соединение с "массой" шасси, например, путем измерения падения напряжения в "массовом" проводе. Если коды неисправностей отсутствуют, попробуйте измерить
напряжение на шине CAN. Показание мультиметра должно соответствовать напряжению около 2,5 В. Если неисправность в данный момент не активна, попытайтесь ее восстановить, выполняя описанные выше измерения. При возможности используйте запоминающее устройство мультиметра. Если
показания мультиметра соответствуют слишком высокому напряжению (более 5 В), что один или несколько блоков управления, подключенные к проверяемой шине, имеют плохое соединение с "массой” шасси. Выполните соответствующую проверку путем измерения падения напряжения на линии
соединения блока управления с "массой".
Измеряйте от блока управления к надежному соединению с "массой", например, к одному из соединений, расположенных в кабине. Хорошее соединение с "массой" даст отсутствие или очень небольшое падение напряжения.
Повернув ключ стартера в положение работы двигателя, при котором системы находятся в активном состоянии, вы можете выполнить измерения следующим образом.
Данное измерение выполняется для проверки напряжения питания, которое подводится к потребителю электроэнергии. Если напряжение питания потребителя низкое, то необходимо проверить напряжение АКБ.
Блоки управления могут иметь коды неисправностей из-за низкого напряжения питания.
Если результат аналогичен рассмотренному выше, то неисправность заключается в соединении (разъеме). Эта неисправность встречается очень редко на блоках управления, расположенных в кабине, но типична для патронов ламп. Легко обнаружить, имеет ли эту неисправность лампа, но очень
трудно выполнить измерение на блоке управления. Необходимо полагаться на коды неисправностей. Если, однако, результат измерения соответствует, например, напряжению 21 В, а измерение 1 дало результат 24 В, то неисправен "массовый" провод.
Падение напряжения на "массовом" проводе. Причина неисправности часто заключается в плохом соединении на шасси а/м.
Мультиметр должен быть, конечно, подключен к надежному соединению с "массой".
Для исправной электроцепи падение напряжения не должно превышать 1 В.
Схема системы ECU
Расположение блоков управления на шинах CAN
Приведенный выше рисунок соответствует расположению блоков управления на alu в базовой комплектации на момент начала выпуска а/м серии R. Спецификация и расположение блоков управления могут отличаться для различных а/м и изменяться в процессе модернизации продукции.
Оконечные резисторы в шинах CAN В каждой шине CAN должно быть 2 оконечных резистора. Блоки управления, указанные в таблице, имеют встроенные оконечные резисторы. "Если один из отмеченных блоков управления отсутствует В КОМплектации конкретного а/м, то встроенные оконечные резисторы заменяются резисторами, которые установлены в разъем шины CAN.
Сокращения
В технической документации по а/м серии PRT используется большое количество сокращений для обозначения функций и изделий электрооборудования.
- AHS - Система автономного отопителя (Auxiliary Heater System)
- AHS (CTS) - Система часов и таймера (Clock and Timer System)
- AHS (АТА) - Автономный воздушный отопитель (Auxiliary Heater (Air to Air))
- AHS (WTA) - Автономный жидкостный отопитель (Auxiliary Heater (Water to Air))
- APS - Система подготовки сжатого воздуха (Air Processing System)
- AUS - Аудиосистема (Audio System)
- BMS - Система управления торможением (Brake Management System)
- BWS - Система кузовного оборудования (Body Work System)
- CCS - Система управления микроклиматом (Climate Control System)
- CCS (ACC) - Автоматическая система управления микроклиматом (Automatic Climate Control System)
- CSS - Система безопасности при столкновении (Crash Safety System)
- COO Система координатора (Coordinator System)
- EMS - Система управления двигателем (Engine Management System)
- GMS - Система управления КП (Gearbox Management System)
- ICL - Система приборной панели (Instrument Cluster System)
- LAS - Система центр, замка и охранной сигнализации (Locking and Alarm System)
- ROH - Верхний люк (Roof Hatch)
- RTG - Бортовой интерфейс навигационной системы FMS (Road Traffic informatics Gateway)
- RTI - Бортовой компьютер навигационной системы (Road Transport Informatics)
- SMS - Система управления подвеской (Suspension Management System)
- TCO - Системы тахографа (Tachograph Systems)
- VIS - Система обеспечения обзорности (Visibility System)
- POW - Система энергопитания (Power supply)
- INL - Внутреннее освещение кабины (Interior Light)
- WIW - Стеклоподъемник (Window Winder)
- RDL - Блокировка заднего дифференциала (Rear Diff Lock)
- ACL - Автоматическая система централизованной смазки (Automatic Central Lubrication)
- MIH - Обогрев зеркала (Mirror Heating)
- MIA - Регулировка зеркала (Mirror Adjustment)
- Система ECU - Совокупность изделий электрооборудования, таких, как датчики, исполнительные устройства и т.д., включая электрон, блоки управления, подключенные к шине CAN
- DEC - Система изолированных электр. подсистем, которые отличаются отсутствием электрон, блоков управления или при наличии блоков управления - отсутствием их подключения к шинам CAN (Discrete
- Electrical Circuit)
- FC - Функциональная категория (FunctionCategory)
- UF - Функция пользователя (User Function)
- UC - Условие пользователя Сценарий
- MSC - Схема последовательности сообщения (Message Sequence Chart)
- SIF - Система внутренних функций (System Internal Function) (Функция пользователя, не требующая
- данных, передаваемых по шине CAN)
- DF - Распределенная функция (Distributed Function) (Функция пользователя, реализуемая несколькими системами)
- DSW - Провод для непосредственной передачи сигналов (Direct Signal Wiring)
- (Обычное взаимодействие между электрон. блоками управления)
- SOPS - Данные о спецификации, доступные на борту а/м (Scania On-board Product Specification)
|